0


Средства массовой информации – это социальный институт, обеспечивающий сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
Как взаимодействует власть и СМИ? Отвечая на этот вопрос нужно заглянуть в прошлое. Дело в том, что условия деятельности газет и журналов еще в дореволюционной России, СМИ в СССР, а затем в современной России всегда в значительной степени определяло государство.
Начиная со времен Петра I, государство регулировало и развивало печатное и книжное дело, проводило определенную информационную политику, способствовало просвещению, развитию самих средств массовой информации. В дореволюционной России в истории развития печати были периоды, характеризовавшиеся некоторой либеральностью верховной власти в проводимой информационной политике (время царствования Александра II, революционные события 1905-1906 гг. и новая революционная ситуация 1917 г.). А в СССР именно государство, реализовав политику всеобщей грамотности и обязательного образования, воспитало у широких слоев населения привычку выписывать и читать газеты, книги, журналы. Тем более что государство в советское время оплачивало деятельность СМИ и дотировало за счет низких цен на бумагу и полиграфические расходы производство газет, журналов и книг.
СМИ сегодня играют очень важную и значительную роль в обществе и в институтах власти, а государственное влияние на них сохраняется в России до сих пор. Государство продолжает оставаться крупнейшим собственником производственных мощностей, системы СМИ, занимается распределением и продажей частотного ресурса для электронных СМИ и т. д.
Сегодня власть использует СМИ в качестве инструмента эксплуатации и манипулирования массовыми коммуникативными процессами, создает «повестку дня», которая выгодна лидерам политики. Изначально нужная информация «запускается в массы», затем она обсуждается, выявляется проблематика, а далее власть «обращает на нее внимание» и приступает к решению «общественных проблем». При этом СМИ могут и не подозревать, что властные структуры используют их в своих интересах.
СМИ также могут являться средством политической мобилизации и инструментом пропаганды (роль радио во время Великой Отечественной войны в России). Еще власть использует массмедиа для освещения политических событий, например, избирательная кампания, теледебаты кандидатов, инаугурация президента и другие. Также возможен политический пиар посредством СМИ: создание и внедрение в массы имиджа кандидата, партии или движения. В настоящее время огромную роль играют такие источники СМИ, как интернет, блогосфера, социальные сети.
В современном обществе СМИ характеризуются как «четвертая власть» - это отрасль, где заняты сотни тысяч человек. За счет этого они увеличивают экономическую мощь и приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства. СМИ могут выступать, как самостоятельные прибыльные отрасли бизнеса со своими интересами, которые не всегда совпадают с интересами политического руководства страны. Они способны к прямой связи с общественностью, минуя традиционные институты и связи - церковь, школу, семью, политические партии.
Итак, взаимоотношения СМИ и власти отличаются в разных странах, потому что они напрямую зависят от политического режима и данные отношения могут отличаться в конкретной стране в различные исторические периоды. Получается, что, когда в одной и той же среде сосуществуют два различных социальных института, их взаимоотношения могут носить различный характер и меняться с течением времени.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя