0


Манипуляция - это влияние, направленное на то, чтобы убедить подчиненных думать и действовать так, как наиболее выгодно манипулятору, или же спровоцировать собеседника на конкретное поведение, чаще всего связанное с обманом. Стать жертвой манипуляции может представитель любой профессии.
Со стороны манипулятора манипуляция - это стремление, желание контролировать другого человека без его согласия. А со стороны "жертвы" это неосознанное подчинение манипулятору. Таким образом, можно сказать, что для самого эффективного способа защиты от манипуляции необходимо осознание того, что вами манипулируют.
На практике руководители довольно часто с помощью манипуляций достигают своих целей. Может быть такое, что руководитель сам не понимает того, что он манипулирует сотрудниками. Бывают ситуации, когда без этого нельзя обойтись, ведь существуют различные типы личностей, и некоторые работники делают свою работу не качественно или без энтузиазма. В таких случаях руководитель при помощи манипулирования может повысить уровень качества работы, без ущерба для работника. Но бывают и другие ситуации, при которых манипуляции руководителя вредят подчиненным. Именно этих случаев нужно остерегаться сотрудникам, ведь когда управленец руководствуется соображениями личной выгоды, он может действовать в ущерб своим подчиненным, игнорируя этические, экономические и другие аспекты совместной деятельности.
Известно множество приемов манипуляции. В деловом общении с ними сталкиваются каждый день. Например, поставить собеседника в такое положение, когда у него не будет выбора, кроме как принять одно из предложений манипулятора.
Есть множество способов противостоять манипуляциям. Практически против каждого манипуляторного приема есть способ защиты.
Шаблонные выражения для переговоров подготавливаются заранее. Их использование допустимо с профессиональной точки зрения. Работник часто пытается уклониться от общения. Поэтому задача руководителя— с первых минут добиться внимания для профессионального контакта и в процессе общения подвести работника к нужному манипулятору решению. Для этого он использует определенные шаблоны, которые вырабатываются на тренингах и заучиваются наизусть.
Против данного приема манипуляции наиболее эффективным будет уверенный отказ от предложения или игнорирование. Лучше всего говорить спокойно, без раздражения и злости.
Рассмотрим самые эффективные и актуальные способы защиты работников от манипуляций руководителей. Одним из самых актуальных является игнорирование попыток сотрудника уйти с заданной работником цели. Например, если работник твердо решил взять отпуск в определенное время года, предположим поздней весной, а руководитель предлагает ему отпуск зимой, под предлогом того, что в это время будет наиболее разгруженным для организации, а на самом деле планирует сам отдохнуть в это время, следует игнорировать это предложение и четко следовать поставленной цели.
В некоторых ситуациях наиболее правильной защитой от манипуляций будет прекратить контакт с руководителем.
Другим вариантом защиты, для работника является разоблачение манипуляций руководителя. Для этого можно задать руководителю несколько конструктивных вопросов, благодаря которым работник сможет понять его истинные намерения. Вот пример такого вопроса: «Чего вы хотите добиться этой беседой?».
Так же существует такой вид манипулирования, когда руководитель предлагает подчиненному доказать, что он действительно нужен в организации. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководитель вызывает к себе подчиненного на «серьезный» разговор, в течение которого постоянно обращает внимание на важность выполняемой им работы в данном предприятии. Этим разговором руководитель показывает то, что он сомневается в полезности данного сотрудника. В данном случае манипулятор оказывает психологическое воздействие на подчиненного, рассчитывая на то, что из-за чувства страха лишиться своего рабочего места, работник возьмет на себя дополнительные обязанности. Это именно тот прием манипуляции, при котором самой лучшей защитой для сотрудника будет осознание того, что им манипулируют, и твердое решение не поддаваться психологическому давлению.
Работнику, который собирается противостоять манипуляциям руководителя, необходимо усвоить следующее. Никогда не применять агрессию в качестве сопротивления. Главная задача - не спровоцировать манипулятора на нападение, а обоснованно защитить свои личные границы. Агрессивно нападая на руководителя, подчиненный показывает свою слабость и неясность мыслей, делая себя более открытым и уязвимым. Поэтому наиболее правильной линией защиты будет спокойный конструктивный диалог с манипулятором. Подчиненный должен показать, что он не позволит собой манипулировать.
Проанализировав все приведенные выше приемы манипулирования и методы защиты от них можно сделать вывод, что на практике оптимальной защитой от манипуляций для подчиненного будет демонстрация понимания ситуации. Сотрудник должен показать, что осознает, тот факт, что им манипулируют. И твердо дать понять руководителю, что он не позволит этого делать. Тогда манипулятор потеряет свои позиции. Ведь не стоит забывать, что манипуляция - это такой тип психологического воздействия, при котором человек не осознает, что им управляют. Следовательно, если вы распознали манипуляцию, вы победили.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя