0


С наступлением так называемого «века информационных технологий» главным капиталом общества становится информация. Религиозная сфера жизни наряду с политической, экономической и другими теперь связанна с получением, передачей и накоплением большого количества информации, что обуславливает формирование системы знаний или так называемой информационной компетентности в данной сфере.
Под информационной компетентностью подразумевается интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний [1]. Если применять данный термин к религии, то – это получение и формирование неких знаний о религии, религиозных обрядов, ритуалов.
С распространением средств массовой информации, в том числе и сети интернет, в наши дни практически любой россиянин без труда может узнать интересующую его информацию религиозной направленности посредством беспрепятственного посещения религиозных интернет-сайтов, чтения религиозных журналов, газет, просмотра ТВ- и -радиопередач и даже целых каналов религиозной направленности.
В связи тем, что религиозная картина современной России в большей степени представлена православными христианами, следует говорить о СМИ православной направленности как об источнике формирования информационной компетентности в религиозных вопросах.
В настоящее время можно говорить о следующих компонентах российского медийного поля религии:
1. Религиозная печать, ориентированная на все мировые религии, с более разветвленной сетью православных изданий (здесь примером послужит журнал «Альфа и Омега»).
2. СМИ светского характера, в содержании которых присутствует религиозная проблематика (например, передача «Слово пастыря» Святейшего Патриарха Кирилла на «Первом канале»).
3. Специализированные религиозные теле- и радиоканалы (право-славный телеканал «Союз»).
4. Религиозные Интернет-ресурсы (например, Богослов.Ru –православный информационный интернет-портал). Сюда же можно отнести группы в социальных сетях (например, Вконтакте) на религиозную тематику.
Репрезентация православного христианства в рамках современных российских СМИ рассматривается, прежде всего, как достаточно интенсивный поток сообщений, тематически связанных с различными аспектами православной культуры, составляющий заметную часть российского информационного поля в последние два десятилетия. Рост ресурса трансляции актуальной православной культуры выражается в увеличении плотности и расширении объема соответствующего массива тематических сообщений в информационно-коммуникативном пространстве общества.
В сравнении с советским периодом, постсоветский период характеризуется существенными качественные изменениями в трансляции религиозных традиций в информационном пространстве.
В наши дни можно проследить тенденцию увеличения количества и разнообразия каналов трансляции социальной информации, прямо или косвенно относящейся к религии в целом и православному христианству в частности. Он предполагает тиражирование определенного культурного содержания и форм через средства массовой коммуникации, книгопечатание, в также увеличение разнообразия тиражируемых объектов.
Исследователи еще в первые годы нового столетия отмечали, что за период развития соответствующего «сектора российских СМИ, начало которому было положено на рубеже 80-х – 90-х годов в дни празднования 1000-летия крещения Руси, сделан серьезный шаг вперед в развитии системы религиозной коммуникации и ее содержательного наполнения, каналов распространения информации и их аудиторий». При этом православная система массовой коммуникации в значительной степени задает тон развитию религиозных медиа в целом [3].
Вторым существенным моментом современной актуализации православной культуры в медийном пространстве представляется то, что значительную и даже определяющую роль в ее активизации играют не собственно религиозные, а светские коммуникации.
Российский социолог религии и религиовед С.Б. Филатов отмечает, что в постсоветской России «для большинства населения в целом и верующих в частности основными источниками религиозных знаний, взглядов и верований служат средства массовой информации, художественная литература [4].
Безусловно, значимость СМИ в формировании информационной компетентности в религиозных вопросах нельзя отрицать. Она велика. Однако при проведении фокус-группового интервью в рамках авторского исследования со студентами одного из университетов были получены несколько иные выводы, отводящие такой источник информации как СМИ на второй план.
Во-первых, ни один студент не упомянул о СМИ как об источнике религиозной информации. Они были названы как источник получения информации другой направленности.
Во-вторых, первые свои знания о религии все участники фоку-группы получили не из СМИ, а от родителей, бабушек и дедушек.
Данный факт подтверждается и проведенным анкетным опросом, который показал, что основные знания о религии большинство респондентов получило от бабушек и дедушек (30,55%) и от родителей (25,06%), а доверяют священнослужителям (47,02%). Однако здесь респонденты отметили, что актуальную информацию о религии они получают из телевидения и радиопередач (31,74%).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что СМИ играют отнюдь не главенствующую роль в трансляции религиозной информации. Наиболее распространенным и популярным источником религиозной информации, согласно мнению современных россиян, являются родители, т.е., иными словами, передача и получение религиозных знаний, информации и опыта от поколения к поколению по-прежнему остается наиболее приемлемой.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя