0


Данная тема весьма актуальна, так как огромное количество молодых специалистов, только что закончивших ВУЗ, никак не могут найти работу. Все это влияет на их психологию, ведь они начинают считать себя недостаточно квалифицированными и в итоге мы имеем проблему с самореализацией молодого, перспективного специалиста.
Вхождение молодежи в социум – это, прежде всего, ее вхождение в профессиональную среду, и на этом пути возникают проблемы и противоречия, в частности, проблемы выбора профессии и ошибок этого выбора, и как следствие – нежелание работать по полученной специальности, трудности адаптации в учебном и трудовом коллективе, сложности с трудоустройством, безработица, падение престижа ряда важных для функционирования и развития общества профессий, медленный профессиональный рост, недостаточная материальная обеспеченность и др.
Выбор профессии – это разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Профессиональное самоопределение можно представить как трехзвенную систему: профессиональная ориентация – профессиональный выбор – реализация профессионального выбора. На каждом из названных этапов возникают определенные трудности и проблемы.
Студенты испытывают значительные трудности при выборе профессии (т.е. на этапе профессиональной ориентации) вследствие крайне низкой информированности в отношении существующих профессий. В то же время фиксируется актуализированная потребность студентов в знаниях о различных профессиях (тем более, что в последнее время появилось много новых), о ситуации на рынке труда.
В результате профессиональный выбор происходит в ситуации неопределенности, носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия как для личности, так и для общества в целом, в частности, слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по полученной специальности, частую смену места работы.
Вообще для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодежи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде; молодежь дольше остается в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, материально зависит от родителей.
Несогласованность действий таких важнейших институтов социализации, как образование и занятость (трудовая, профессиональная занятость), которую можно рассматривать как следствие отсутствия планирования подготовки кадров, порождает невостребованность обществом квалифицированных кадров из числа молодежи. Социальные последствия этого - рост риска депрофессионализации и нисходящей социальной мобильности наиболее квалифицированных молодых людей, рост безработицы среди молодежи.
Несомненно, значимыми являются для них потребительские ценности, при этом кропотливый труд, даже если он приносит хороший доход, привлекателен для немногих, Большинство же стремится не прикладывать особых усилий. Можно сказать, что в молодежном сознании фиксируется приоритет ценностей частной жизни, ориентация на личное благополучие и растущая отчужденность от традиционных социальных институтов, властных структур и дистанцирование от старших поколений. В ориентациях школьников и студентов недостаточно представлены трудовые ценности, что отражает ситуацию в обществе, которое в лице своих социальных институтов не уделяет должного внимания формированию трудовых ориентаций у молодежи, акцентированию значимости труда для существования индивида и общества. В стране наблюдается явный дефицит художественных произведений (фильмов, спектаклей, телепередач, музыкальных произведений, художественной литературы и.т.п.), дающих труду позитивную оценку и утверждающих трудовую деятельность как путь к социальному успеху.
Сложное положение студентов на рынке труда, её неконкурентоспособность, малая востребованность работодателями усугубляется и другими факторами, к числу которых можно отнести: 1) недостаток у студентов профессиональных знаний; 2) отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков; 3) нежелание работодателей нести дополнительные расходы, связанные с организацией профессионального обучения/переобучения молодых работников; 4) уход молодых женщин в длительный отпуск, связанный с рождением ребёнка; 5) инфантилизм, безответственность части молодых людей; 6) невысокая деловая активность и др.
В заключении отметим, что проблема профессиональной самореализации молодежи остается нерешенной и в наши дни. На наш взгляд, необходимо уделять ей больше внимания ,поскольку будущее государства зависит от молодого поколения его граждан.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя