0


Мы живем в веке информационных технологий. Неудивительно, что именно сейчас, как никогда СМИ оказывают значительное влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на политическую систему общества. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон или пейджер!), тем все сильнее и сильнее становится их влияние.
Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политическую сферу общества. Одни считают, что это влияние очень мало и средства массовой информации как своеобразные зеркала отражают политическую и экономическую жизнь общества, всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно.
Если рассматривать с политической точки зрения, то СМИ принято подразделять на правительственные и независимые. Такая структура СМИ свидетельствует о том, что никакие СМИ не обладают монополией на информацию. Общественное мнение всегда сталкивается с разнонаправленными потоками информации и с конкуренцией идей. Вместе с тем существует проблема обеспечения экономической самостоятельности СМИ. Практика показывает что, и капитал, и само государство стремятся взять под свой контроль источники экономической поддержки СМИ. Это приводит к уничтожению независимых, нейтральных СМИ на информационном рынке. Возникает сильный диссонанс между теми, кто владеет СМИ и имеет возможность влиять на общество, и теми, кто хочет слышать и видеть нечто другое (реальную действительность). Это противоречие показывает, что свобода выбора информации для ее владельцев не тождественна свободе ее выбора для потребителей.
Активная роль СМИ в политике проявляется в отборе сведений, распространяемых в обществе. СМИ не только проводят информацию, но и комментируют ее. Информированность граждан, политиков, принимающих важные для общества решения, зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты, тенденции развития общества. СМИ обычно сами определяют, что нужно, а что не следует выносить на суд общественности. Они определяют темы и направления дискуссий. Чтобы привлечь внимание публики, масс-медиа делают упор на неординарные факты, экстремальные события. Потому в повседневной жизни в СМИ доминирует информация о жестоких преступлениях, стихийных бедствиях и т.д.
Наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, которые занимают высокие места в политической, военной, церковной иерархии, тем самым обеспечивая высокий общественный статус источника информации.
СМИ оказывают как функциональное, так и эмоциональное воздействие на потребителей информации. В демократических государствах преобладает рациональная модель, рассчитанная на убеждение людей с помощью логической аргументации. Она предполагает состязательность различных СМИ за внимание и доверие аудитории. Законом запрещено использование СМИ для разжигания национальной, классовой, религиозной ненависти и вражды.
Методы эмоционального воздействия широко используются телевидением. В силу своей специфики телевидения аудитория ориентирована на зрительный образ в восприятии информации и лидирует среди других СМИ по доверию граждан, так как люди склонны больше верить увиденному своими глазами.
В общем, можно сделать следующий вывод, что в политической жизни современных государств СМИ выступают важнейшим инструментом реализации политических стратегий. Не случайно еще в 1840 г. О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». С помощью СМИ политические субъекты не только информируют население о целях, задачах своей политики, но и влияют на процесс формирования правящей элиты, органов власти. Люди не всегда хорошо знают программы кандидатов, их партийную принадлежность. При голосовании они скорее ориентируются на то, что сказали и показали СМИ об их жизни и деятельности. Не случайно идет постоянная борьба правящих элит с оппозицией за контроль над важнейшими СМИ. В политической жизни СМИ выступают как посредники в отношениях населения и власти.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя