0


В современных условиях экономики скорость и сложность процессов в государственном менеджменте объективно приводят к тому, что правительства многих развитых стран осознают необходимость повышения информационной транспарентности деятельности государственных структур как одного из основных условий взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики.
Сейчас новые широкие возможности для эффективного взаимодействия власти и общества в России открываются в связи с информационной революцией. Информационно-коммуникационные технологии (Интернет технологии) – это огромный потенциал, с помощью которого можно значительно уменьшить дистанцию (разрыв) между властью и обществом, а также наладить обратную связь, сделать политику максимально доступной. Но, к сожалению, несмотря на то, что определенная работа делается в направлении информационного развития (онлайн конференции и собрания), государственные органы недостаточно транспарентны, они остаются закрытыми для контроля со стороны гражданского общества, а сами граждане мало информированы о деятельности органов власти.
Идея повышения информационной транспарентности государственного менеджмента за рубежом нашла свое воплощение в реализации инициативы «Открытого правительства» («Open Government Partnership») – изначально совместного проекта 8 стран (США, Бразилия, Великобритания, Мексика, Филиппины, Норвегия, Индонезия, ЮАР) по совершенствованию государственного управления через повышение его прозрачности и усиление роли рядовых граждан.
Одной из основных компонент «Открытого правительства» выступает своевременное и непротиворечивое опубликование правительственной информации в Интернете. Технология «Open Data» широко используется в зарубежных странах, в первую очередь в США (www.data.gov),Великобритании (data.gov.uk), Канаде (open.gc.ca), Норвегии (data.norge.no) и Индии (india.gov.in). Зарубежный опыт обеспечения информационной транспарентности государственного менеджмента показывает существенное улучшение работы органов государственной власти.
Международная идея создания необходимых условий для повышения информационной транспарентности государственного менеджмента через «Открытое правительство» в полной мере соответствует российским тенденциям.
Обеспечение информационной транспарентности государственного менеджмента является актуальным трендом административных преобразований, в том числе направленных на формирование:
– открытых государственных данных (технология «Open Data»);
– равных возможностей свободного доступа к этой достоверной, полной, своевременной информации для всех категорий населения;
– доступных интерфейсов мониторинга показателей деятельности правительства.
Доступ к открытой правительственной информации регламентируется законодательно. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся демократических стран действует закон о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента.
Идеи повышения информационной транспарентности государственного менеджмента активно реализуются в Российской Федерации последние годы, хотя основополагающие моменты были закреплены законодательно намного раньше.
Принятые в 2009 г. Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и постановление Правительства Российской Федерации № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» инициировали массовое создание сайтов официальных органов власти в сети Интернет и раскрытие информации о деятельности госорганов.
В 2011 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию среди главных стратегических ориентиров было обозначено создание в России «Открытого (Большого) правительства», объединяющего для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов, всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. В 2012 г. был подписан соответствующий указ.
Разработаны разработаны четыре основных принципа работы «Открытого правительства», соблюдение которых позволит сделать власть транспарентной для общества, а системе «Открытое правительство» – эффективно способствовать достижению этой цели.
1. Открытость и прозрачность информации.
2. Диалог и вовлеченность субъектов системы «Открытое правительство».
3. Взаимная ответственность власти и общества.
4. Непрерывное совершенствование системы.
Претворение в жизнь российской модели «Открытого правительства» предполагает не создание новой властной структуры, а активное вовлечение органами власти гражданского общества с целью кооперации власти и ответственных граждан. Данные ориентиры совпадают с направленностью деятельности международного партнерства «Открытое правительство».
По сравнению с федеральными органами власти, государственные органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты должны быть максимально доступны для граждан. Поэтому проводится активная работа по внедрению «Открытого правительства» на региональном уровне в виде модуля «Открытый регион» (open.gov.ru), основными целями которого определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества.
Одним из актуальных направлений реализации информационной транспарентности государственного менеджмента на уровне регионов является раскрытие информации о государственных (муниципальных) расходах (представление бюджетов и отчетов об их исполнении) в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме.
Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государ¬ственных услуг. В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий – «электронного правительства».
Правительства многих стран вполне сознают, что без построения транспарентных отношений власти и общества невозможно эффективно противостоять коррупции, вызвать доверие населения страны к органам власти (т. е. создать ее положительный имидж), эффективно управлять государственным сектором и регулировать общественные отношения, сделать страну инвестиционно привлекательной. Поэтому правительства этих стран напрямую связывают будущий расцвет государства с решением проблемы прозрачности властных структур.


доступные файлы для скачивания: скачать

Комментариев (0)

Панель пользователя